Свеча зажигания

Свеча зажиганияСвеча зажигания... Название этой детали, входящей в состав двигателя, говорит само за себя. Внешнее сходство свечи зажигания с традиционной свечей налицо, только горит она по-другому и материал, из которого она сделана, куда прочнее воска или парафина. Характер работы этого элемента определяет качество сгорания и скорость воспламенения топливной смеси, что кардинально влияет на мощность двигателя, его экономичность и моторесурс.
В основу работы бензинового двигателя внутреннего сгорания заложен принцип преобразования энергии, выделяющейся в процессе сгорания горючей смеси, в механическую работу. Воспламенение смеси бензина и воздуха в камере сгорания (цилиндре) мотора происходит от электрической искры. Возникновение электрического разряда происходит между центральным и боковым электродами специального устройства – свечи зажигания. Данная деталь устанавливается (вкручивается) в резьбовые отверстия головки блока цилиндров. Количество свечей зажигания соответствует количеству цилиндров. В бензиновых силовых агрегатах применяются искровые свечи зажигания, но стоить заметить, что существуют и калильные, каталитические, дуговые.


Устройство свечи зажигания определяет ее главную функцию – генерировать высоковольтную искру и производить зажигание топливной смеси. Она состоит из трех составляющих: центрального проводника, керамического изолятора и металлической оправы. Центральный проводник имеет комбинированное строение и состоит из контактного стержня и центрального электрода, разделенных между собой токопроводящим герметиком (или керамическим резистором). На верхнюю часть контактного стержня навинчен контактный наконечник из сплава цветных металлов (медь, никель, хром, серебро).

Центральный сердечник изготовлен из материалов, обладающих высокой проводимостью и стойкостью к электрической эрозии (медь, иридий, платина, вольфрам и т.п.). Применение таких сплавов увеличивает срок службы свечей зажигания. Наиболее распространенным сырьем, используемым в производстве центральных электродов, является сплав никеля, хрома и железа (электроды свечей для автоспорта изготавливают из справа палладия и золота).


Керамический изолятор, окаймляющий центральный проводник, выполняют из технической (алюминиево-оксидной) керамики, покрытой специальной глазурью. Такой материал должен не допускать пробоя напряжения в несколько тысяч вольт (40000-60000 В)  и выдерживать температуру до 1000 градусов Цельсия. Металлический корпус свечи зажигания имеет резьбу для ввинчивания в головку блока цилиндров и приваренный боковой электрод (один или несколько). Величина зазора между центральным и боковым электродами зависит от конкретных эксплуатационных характеристик мотора (режима работы, топлива, качества горючей смеси). Степень отвода тепла от центрального электрода характеризуется калильным числом и поэтому,  в зависимости от его величины, различают «холодные» и «горячие» свечи. Искровые свечи  с высокой теплоотдачей («холодные») предпочтительно применять в современных форсированных двигателях, когда важен интенсивный отвод тепла. В двигателях, работающих на низкооктановых марках горючего и имеющих невысокую степень сжатия, целесообразно применять «горячие» свечи.
Тип и марку свечей зажигания, для определенного типа моторов, определяет завод-изготовитель этих силовых агрегатов. Недопустимо одновременное использование свечей с различным калильным числом и продукции, не имеющей сертификат качества.